«Среда воспитывает человека… Путь к правильному воспитанию лежит через организацию среды» Л. С.Выготский
Согласно ФГОС ДО развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала пространства ДОУ, группы, а также территории, прилегающей к ДОУ… Она должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, коммуникативную функции. Но самое главное - она должна быть направлена на развитие самостоятельности и самодеятельности ребёнка, что актуально для старших дошкольников. Кроме того, необходимо создавать условия, чтобы ребенок попадал в благоприятное, психологически комфортное пространство с первых минут прихода в дошкольное учреждение. Образовательное пространство группы оснащено достаточным количеством материалов для игр и исследований, что позволяет детям найти себе занятие по душе индивидуально и привлечь сверстников. Исходя из этого в нашей группе мы создали содержательную и развивающую предметно-пространственную среду.
Добро пожаловать в группу «Золотая рыбка»!
Раздевалка
В раздевалке группы находятся индивидуальные шкафчики для детей. Здесь же расположен информационный стенд для родителей, куда помещается необходимая информация по детскому саду, консультации и советы родителям. Благодаря разнообразным стендам родители могут узнать, чем занимались дети сегодня, познакомиться с детским творчеством, а также со счастливыми моментами детства.
Центр игры
Игра - основной вид деятельности детей на протяжении всего дошкольного возраста. Яркий насыщенный игровой центр создает условия для творческой деятельности детей, самостоятельной организации сюжетно-ролевых игр; развивает фантазию, формирует игровые навыки и умения, воспитывает дружеские взаимоотношения между детьми. Развивающая предметно-пространственная среда центра построена с учетом гендерных различий. В центре мальчиков находятся: различные виды конструкторов, транспорта, наборы инструментов, макеты «Автосервис», «Дорога», «Штурвал моряков» В центре девочек – макет «Кукольный домик», атрибуты для игр в «Семью», «Магазин», «Парикмахерская"» и т.д. В центре игры игровое оборудование и пособия размещены так, чтобы дети могли легко подбирать игрушки, комбинировать их под свои игровые творческие замыслы. Макеты переносные, чтобы дети могли играть на полу, на столе, в любом удобном для них месте. Тематические наборы игрушек расположены в небольших контейнерах, дети могут по своему желанию легко и быстро «наполнять» макет и развивать игру. Для поддержания интереса игровой деятельности, обеспечиваем сменяемость материала. Он соответствует возрасту и безопасен в использовании.
Физкультурный центр
Оснащён разнообразным физкультурным оборудованием как традиционным, так и нетрадиционным (платочки, самодельные коврики, шнуры, напольные лесенки), изготовленным руками педагогов и родителей. Данное оборудование направлено на развитие физических качеств детей: ловкость, меткость, глазомер, силовые качества; позволяет детям упражняться в различных движениях, тренировать мыщцы. что в полной мере удовлетворяет их потребность в двигательной активности. Увеличение двигательной активности оказывает благоприятное влияние на физическое и умственное, состояние здоровья детей. В центре размещены дидактические игры и альбомы по приобщению старших дошкольников к здоровому образу жизни («Зимние виды спорта», «Подбери атрибут» и др.)
Центр театра и музыки
В театральном центре располагаются элементы костюмов персонажей, декораций, маски, атрибуты для обыгрывания сказок, различные виды театра (пальчиковый, кукольный, настольный, театр ложек). Здесь же размещены детские музыкальные инструменты: ложки, погремушки, бубны, трещотки, барабаны и т.д. Центр музыки и театра доставляет детям много радостных эмоций, помогает объединить детей общей идеей, сплотить группу, развить их музыкальные и артистические наклонности.
Центр творчества
В центре творчества подобраны альбомы разных видов росписи, жанров живописи ; схемы с изображением последовательности работы по изготовлению различных поделок из бумаги, природного материала; поэтапного рисования разных видов транспорта, животных, растений и др. Это дает детям новые идеи для своей продуктивной деятельности, а также предполагает овладение умением работать по образцу. Также подобраны материал и оборудование для художественно-творческой деятельности: рисования, лепки, аппликации.; имеются дымковские игрушки, игрушки для ознакомления со скульптурой и др. Все находится в свободном доступе.По желанию ребенок может найти и воспользоваться всем необходимым для воплощения своих творческих идей, замыслов, фантазии. Здесь же есть место для небольшой творческой выставки -индивидуальной или коллективной.
Центр "Патриотического воспитания"
Патриотическое воспитание дошкольников — важная составляющая деятельности п ДОУ. Она направлена на развитие патриотических чувств: любовь к своей семье, малой Родине, родной природе, своему Отечеству. В современных условиях воспитание убежденного патриота, любящего свою Родину, преданного Отечеству, готового служить ему своим трудом и защищать его интересы – в большом приоритете у нашего государства . Благодаря центру «Патриотического воспитания» дети могут в своей самостоятельной деятельности пополнять знания о родной семье, малой и большой Родине, В оформлении нашего центра присутствуют элементы русской природы, древних храмов и государственных зданий, а также государственная символика России (флаг, герб, портрет президента, герб родного края и родного города. Вся информация, фотоматериалы, дидактические игры, пособия разделены по следующим разделам: «Моя семья» ,«Моя малая Родина» ,«Моя Родина –Россия» ,«Богатыри земли Русской» ,«Русская символика», «Русские национальные традиции».
Центр экспериментирования и природы
Центр природы – очень любим детьми, играет большую роль в воспитании эмоционального отношения к живой природе, развития познавательных интересов, формирования навыков ухода за растениями. Благодаря ему дети получают базовые представления о мире растений и животных, учатся наблюдать, сравнивать, рассуждать, делать элементарные выводы. Данный центр содержит разные виды комнатных растений, инструменты для ухода за ними, фартуки, нарукавники, палочки для рыхления, пульверизатор, лейки, совочки и т.д. Также присутствуют игры экологической направленности, серии картин типа «Времена года», «Животный и растительный мир», детские энциклопедии о растениях и животных, коллекции природного материала, муляжи овощей, фруктов, насекомых, животных разных зон обитания. Важным составляющим центра природы является календарь природы и погоды. Дети с удовольствием экспериментируют, играют в дидактические игры, рассматривают наглядный материал, который находится в свободном доступе. Таким образом, формируется любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, эстетическое восприятие явлений, интерес к познанию природного мира.
Центр представлен многообразием коллекций (камни, ракушки, пуговицы, семена, крупы, виды тканей и др.) Оснащен материалом для осуществления опытной деятельности: лупы, компасы, мерные стаканчики, лейки, песочные часы), мини-центром воды и песка.Дети могут экспериментировать под руководством педагога и самостоятельно.
Центр "Занимательная математика"
Центр оснащён материалами и атрибутами, позволяющими детям в самостоятельной деятельности отрабатывать навыки, закреплять уже имеющиеся знания, открывать для себя новое в области математики через своеобразные детские виды деятельности: игровую, поисково-исследовательскую, конструктивную, речевую и т.д.
Центр "Безопасности"
Центр безопасности отражает оснащение по пожарной безопасности, безопасности дома и на улице. И решает задачи научить детей способам безопасного поведения в разных ситуациях. Центр оснащен необходимыми атрибутами, игрушками и дидактическими играми. Хорошим дидактическим пособием служит макет «Дорога» с набором дорожных знаков, спецтранспорта и мелких машин. Дети могут изучать и анализировать правила дорожного движения как в качестве пассажира, так и водителя.
Центр "Мы дежурим"
Дежурство — одна из эффективных форм организации труда детей в дошкольном учреждении. Сделать дежурства более увлекательными, а также упорядочить их проведение поможет оригинально и ярко оформленный уголок дежурных. Наш центр включает стенд с кармашками, в которые помещаются фото дежурных по столовой, занятиям и центру природы; схему поэтапной сервировки столов; полочку для салфетниц; крючки для фартуков, головных уборов, щеток-сметок, совков. Для дежурства в центре природы есть лейки, пульверизаторы, палочки для рыхления почвы, кисточки для чистки ворсистых листьев растений, ножницы для обрезки сухих листьев. Для дежурства по занятиям оформлен центр бережливых технологий, где в контейнерах собраны все материалы для занятий. Контейнеры обозначены картинками - схемами.
Центр "Уединение"
Детский сад — первый социальный институт ребёнка. Здесь он постоянно находится в коллективе, вне зависимости от своих мыслей, настроения и переживаний. Вместе с тем одна из задач современного дошкольного учреждения — обеспечение эмоционального благополучия воспитанников и психологической защищенности. Содействовать этому могут центры настроения или уединения; В уголке уединения (или, согласно ФГОС, центре уединения и релаксации) ребенок может побыть наедине с собой, расслабиться, выплеснуть негативные эмоции.
Центр книги и развития речи
Воспитать у каждого ребенка интерес к чтению, научить его бережно относиться к книге - одна из задач, которую ставит перед собой каждый воспитатель. В центре находятся книги с художественными произведениями детский писателей, сказки и другие литературные формы. А также помещается фотография писателя, с творчеством которого дети знакомятся в данный момент и его литературные произведения. Здесь также находятся дидактические, настольно-печатные игры по развитию речи, разрезные сюжетные картинки, пособия для проведения артикуляционных, дыхательных упражнений, материалы для рассказывания, игры для развития мелкой моторики рук. Систематически происходит смена и обновление детской литературы, проводится знакомство с культурой русского народа: сказками, загадками, потешками, играми.
Центр конструирования
Центр конструирования сосредоточен на одном месте и занимает немного пространства, но он достаточно мобилен. Практичность его состоит в том, что с содержанием строительного уголка (конструктор различного вида, лего-конструктор) можно перемещать в любое место группы и организовывать данную деятельность как с подгруппой детей, так и индивидуально. Наши воспитанники самостоятельно при реализации своих замыслов используют схемы построек. Центр дополнен мелкими игрушками для обыгрывания. Мобильность данного центра позволяет детям разворачивать сюжет игры за его пределами.
"Панорама добрых дел"
Доброта украшает наш мир , и чем ее больше, тем красивее и светлей мир вокруг нас. Как объяснить детям, что добро приносит радость, что добрый человек – хороший друг? Как воспитать у них желание делать добро, сделать это привычкой? Как сделать эту работу ненавязчивой, каждодневной и очень наглядной? В связи с этим возникла идея создания «панорамы добрых дел».